Завершило свою работу первое рабочее заседание сессии, посвященной административному процессу, II Ежегодного Судебно-Правового Форума, организованного газетой «Юридическая практика» совместно с Верховным Судом Украины.
Во время мероприятия судья Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло, рассказывая о возможности обжалования проведения налоговой проверки безотносительно к обжалованию налоговых уведомлений-решений и в случае, когда последние еще не принимались, остановился на спорном вопросе вывода акта проверки в части процедуры ее проведения. Так, он акцентировал внимание на том, что выводы акта проверки не обжалуются, поскольку не имеют правовых последствий и поэтому не могут быть предметом судебного спора.
Рассказывая о последних тенденциях обжалования актов налоговых проверок, управляющий партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович» Валентин Гвоздий рассказал о случае из своей практики. Так, пройдя все инстанции по делу об обжаловании налогового уведомления — решения, заявителю было отказано в удовлетворении исковых требований, но параллельно судами было рассмотрено заявление налогоплательщика об обжаловании действия налогового органа (незаконное изъятие документов и прочее) и именно по этому делу он получил позитивный результат.
«Что же делать в такой ситуации?», — поинтересовался г-н Гвоздий у Александра Нечитайло. Так, по мнению судьи, незаконные действия должностных лиц могут влечь ответственность, в том числе и дисциплинарную. В то же время риторическим вопросом задался г-н Ничитайло: почему действия должностных лиц должны влиять на законность начисления налога?
В свою очередь, партнер ЮФ «КМ Партнеры» Александр Шемяткин, говоря об особенностях судебной практики по новому Налоговому кодексу, обратил внимание на то, что увеличение судебного сбора помогло в частичном финансировании судов, но при этом повлияло на количество обращений в суд. Так, в 2011 году окружными административными судами было рассмотрено 118 тыс. 271 налоговых споров, в 2012 году — 90 тыс. 380 дел, а в 2013 году — 87 тыс. 896 дел. То есть за три года количество этой категории дел уменьшилось на 25%.